Как смотреть на мир через объектив фотоаппарата
Как использовать фотоаппарат
Желание сделать идеальную фотографию заставляет фотолюбителей и профессионалов искать ответы на многие вопросы. Самый важный из них – как смотреть на мир через объектив фотоаппарата.
Дорогостоящая аппаратура не гарантирует потрясающий кадр. Фотографирует не техника, а вы. В любом искусстве есть свои законы и правила, нарушив которые вы легко потеряете удачный кадр. Но самое интересное, что осознанное пренебрежение законами фотосъемки размывает границу между реальностью и фантастикой, наполняет снимок свободой.
Истинное мастерство – научиться лавировать между тонкими гранями жестких правил оптики и чувственным восприятием действительности.
Нескучная теория
Фотографировать, попирая оптические каноны, не получится. Объектив никогда не увидит окружающий мир таким, каким видите его вы. Понять разницу между человеческим и взглядом через объектив можно, закрыв один глаз. Центральная зона изображения будет четкой. А вот периферия окажется размытой, независимо от удаленности от основного объекта. Окружающее передний план пространство сохранит общие цветовые характеристики, потеряв детализацию.
Ваш взгляд на реальные вещи и явления будет отличаться от увиденного через фотокамеру.
- Восприятие действительности. Фотография фиксирует одно-единственное мгновение. Происходит трансформация одномоментной реальности в статичный кадр. Человек видит мир динамичным. Наш глаз естественно воспринимает ежесекундные изменения, происходящие вокруг. Чтобы застывшее изображение «ожило», стало динамичным, нужно играть по правилам фотокамеры.
- Глубина пространства. Стереоскопическое зрение, присущее человеку, позволяет охватывать взглядом окружающий мир не только в ширину и высоту, а и вглубь. Объектив «видит» гораздо меньшую площадь. Двумерное фотографическое изображение – плоское. Ему не хватает объема. Поэтому вы должны вернуть снимку объемность.
- Оптические дефекты. Абсолютно каждому объективу присуще оптическое искажение. На данный момент безупречной оптики не существует. Различие только в количестве таких дефектов. Причина принципиальна. Искажение геометрии происходит всегда, когда изображение переносится со сферы на плоскость. Поскольку мы живем в трехмерном мире, фотоснимок был, есть и будет его проекцией.
В зависимости от типа объектива погрешности в оптической системе становятся причиной цветной окантовки, не характерной для оригинала, темных краев снимка, смягченного изображения, недостаточную резкость по краям либо в центре и многое другое.
Фотография – закодированное мгновение. Насколько вы поймете и прочувствуете законы, по которым живет камера, зависит окончательный кадр.
- угол зрения объектива влияет на перспективу объекта.
- геометрические искажения зависят от типа объектива и угла. Например, использование широкоугольного объектива одновременно усиливает перспективу и вносит искажения по краям снимка. При съемке телеобъективом, наоборот, геометрические искажения отсутствуют, а перспектива скрыта.
Увлекательная практика
Главный помощник в перевоплощении оптических законов в шикарный снимок, - богатый опыт. Постепенное исследование техник, применяемых в фотографировании, вкупе с художественными приемами, заставят служить вам во благо любой вид погрешностей (аберраций).
Попробуйте несколько вариантов общения на одном языке с фотокамерой. Снимок наполниться новыми эмоциями и заиграет необычными красками.
- «Остановите мгновение». Поймать в объективе миллионную долю секунды любого движения человеческий глаз не способен. Фотокамере это под силу. Объектив способен передать в кадре пластичный ритм падающей воды либо бегущего человека. Для этого на камере устанавливается короткая выдержка. Чем быстрее движение – тем короче выдержка. Например, снимая играющего малыша установите выдержку 1/125 с. Запечатлеть мельчайшие брызги водопада поможет выдержка 1/500с. Уловить мгновение высоких скоростей способна выдержка 1/1000с и короче.
- «Размойте» кадр. Такой прием также добавит в кадр динамику. Размытый центральный объект на фоне статичного фона либо статичный главный объект и размытый фон передают движение. Этот способ часто применяют для съемки спортивных состязаний (съемка с проводкой).
- Используйте направляющие линии: дорогу, уходящую к небу; линии электропередач; мост; небоскреб и т.д. Но отсутствие естественных непрерывных полос, добавляющих динамику в кадр, не должно вас останавливать. «Направляющая линия» чаще всего невидимая. Например, рука человека на одной прямой с веткой дерева. Мозг легко воспримет линию и «дорисует» недостающие части.
- Сымитируйте объем. Лучше всего с глубиной кадра справляются перспективы: линейная и тональная. С помощью световых, цветовых линий и контрастов картинка получится целостной. Попробуйте разложить кадр на несколько планов: центральный, второй, задний. С помощью оптического выделения деление станет логичным, донесет до зрителя главную информацию и придаст изображению объем.
- Передайте осязательные ощущения. Обострить восприятие зрителя, заставить его эмоционально откликнуться на кадр, поможет свет. Не забывайте, что объектив любит освещение. Если в объектив попадает необходимое количество света под определенным углом, то в кадре вы сможете увидеть такие удивительные вещи, на которые не могли и надеяться.
Педантичное следование всем правилам и законам фотосъемки не означает, что ваше имя моментально появится в десятке лучших фотографов. Научиться видеть мир через объектив означает разглядеть малое в большом и большое в малом. Настоящий талант – показать зрителю мимо чего он проходит каждый день и на что не обращает внимание. Объектив – помощник в экспериментах, поиске, вере и чувствах. Смотрите сами, смотрите, что запечатлела фотокамера. Сравнивайте, пробуйте снова. Пока вы не начнете смотреть на мир, как объектив вашего фотоаппарата.