Несколько секретов фотографирования со вспышкой
Независимо от того, делаете вы снимки зеркальной камерой или смартфоном, довольно часто возникает потребность сделать снимок в условиях низкой освещенности или даже практически в полной темноте. Тогда вам придет на помощь дополнительный источник света, в случае съемки смартфоном это будет светодиодная вспышка, а при использовании фотокамеры вы можете воспользоваться встроенным или внешним импульсным осветителем.
Независимо от того, делаете вы снимки зеркальной камерой или смартфоном, довольно часто возникает потребность сделать снимок в условиях низкой освещенности или даже практически в полной темноте. Тогда вам придет на помощь дополнительный источник света, в случае съемки смартфоном это будет светодиодная вспышка, а при использовании фотокамеры вы можете воспользоваться встроенным или внешним импульсным осветителем.
Опытный фотограф старается использовать вспышку, установленную на камеру, как можно реже. Она дает жесткий направленный свет, который создает глубокие тени и неприятные блики на лицах, если ошибается автоматическая система управления силой импульса. Некоторые фотоагентства даже не принимают снимки, сделанные со вспышкой, и фотографы прибегают к разным ухищрениям, чтобы свет был мягким и рассеянным, а лица людей — объемными.
Импульсные осветители фотографы начали использовать в 20-х годах прошлого столетия. Тогда для создания яркой вспышки приходилось использовать магний, который приходилось поджигать вручную. В 50-х годах на смену магнию пришли газоразрядные лампы, которые используются до сих пор.
При работе с импульсным осветителем нужно учитывать, что он дает мощный импульс света, сила которого быстро уменьшается по мере удаления от источника. Стандартное расстояние работы вспышки обычно лежит в пределах от 2 до 15 метров.
Встроенные вспышки обычно управляются автоматикой камеры, и пользователь может выбрать один из режимов ее работы. Он может полностью отключить вспышку, тогда при любых условиях освещения она не будет срабатывать. Также вы можете установить режим, когда вспышка будет работать постоянно, при каждом срабатывании затвора. Или доверить управление вспышкой автоматической системе экспонирования фотокамеры.
Работа с внешним источником светанесколько сложнее. Здесь нужно учитывать, что вспышка должна подходить для вашей камеры, чтобы была возможность использовать все функции осветителя. Если у вас цифровая зеркальная камера Nikon, то вспышка должна быть производства Nikon и для цифровых камер. Некоторые производители сделали так, что осветители для пленочных камер не могут полноценно работать с цифровыми камерами этого же бренда. Если вы собираетесь работать со вспышкой от сторонних брендов, убедитесь, что она подходит к вашей модели камеры.
Внешняя вспышка может работать в нескольких режимах:
- TTL — режим, в котором интенсивность импульса управляется автоматикой камеры, замер осуществляется через объектив;
- AUTO — этот режим есть не у всех современных осветителей для цифровых камер. Чтобы его использовать, нужно на вспышке установить параметры светочувствительности такие же, как на камере, и вносить корректировки по мере надобности;
Вы можете столкнуться с такой настройкой (она присутствует даже в продвинутых «мыльницах»), как вспышка по первой и второй шторке. В большинстве случаев лучше использовать первый режим, это когда при открытии затвора срабатывает вспышка. При использовании второго режима мы получаем импульс света при закрытии затвора. Красивый эффект получается, когда мы снимаем человека на фоне ночного города с длительной выдержкой и в последний момент подсвечиваем вспышкой.
Некоторые приемы при съемке с импульсным осветителем
Внешнюю вспышку можно использовать и как основной источник освещения, и как дополнительный. Все зависит от того, какие творческие задачи вы хотите решить. Достаточно часто фотографы для смягчения света от вспышки направляют осветитель не на модель, а снимают в свете, отраженном от потолка или стены. Правда, сначала нужно убедиться, что отраженного света будет достаточно для нормальной экспозиции. При репортажной съемке этот прием можно использовать, если вы хорошо знаете помещение или действие разворачивается достаточно медленно. Также для получения более мягкого и рассеянного света от вспышки фотографы используют различные насадки, от простых рассеивающих насадок, до небольших софтбоксов. Обычно все эти приспособления эффективны для съемки одиночных объектов на небольшом расстоянии. Для съемки группы людей может просто не хватить мощности осветителя.
Снимая со вспышкой, старайтесь избегать вертикальных кадров, когда камера поворачивается на 90 градусов. Тогда за снимаемым скорее всего появится некрасивая черная тень.
Четыре основные проблемы при использовании импульсного осветителя
- Черный фон. Когда вы снимаете в достаточно большом помещении и объект не находится достаточно близко к стене, то, скорее всего, вы получите изображение с практически черным фоном. Для того чтобы уменьшить данный эффект, можно установить высокое рабочее значение светочувствительности, уменьшить значение диафрагмы и снимать на более длинной выдержке.
- Пересвеченный передний план. Эта проблема возникает, когда большую часть кадра занимают темные объекты и это вводит в заблуждение систему TTL или когда за объектом значительное пустое пространство. Можно исправить, внеся коррективы в работу вспышки.
- Недосвеченное изображение. Это происходит обычно при попадании в кадр светлых или отражающих объектов. Достаточно сложно снять людей, на одежде которых есть светоотражательные полосы. Также вносим коррективы в работу осветителя.
- Красные глаза. Этот эффект чаще всего проявляется на фотографиях, сделанных в темном помещении, когда вы фотографируете человека под определенным углом. Снизить вероятность появления красных глаз можно, избегая делать снимки анфас. Некоторые камеры оснащены режимом борьбы с красными глазами, но как показала практика, он малоэффективен. В большинстве случаев от эффекта красных глаз избавляются при последующей обработке фотографий.
Научившись правильно работать с импульсным осветителем, вы получите мощный инструмент для решения возникающих перед фотографом задач. В статье мы не затрагивали съемку с импульсными осветителями в условиях фотостудии, так как они требуют немного другого подхода.