Памятка для начинающего фотолюбителя.
Чтобы получить качественный снимок, фотографу во время съемки нужно решить техническую задачу по определению правильной экспозиции и фокусировке на объекте съемки. А также творческую — по построению кадра, чтобы не нарушить правила композиции и усилить фотографию с помощью художественных приемов.
Чтобы получить качественный снимок, фотографу во время съемки нужно решить техническую задачу по определению правильной экспозиции и фокусировке на объекте съемки. А также творческую — по построению кадра, чтобы не нарушить правила композиции и усилить фотографию с помощью художественных приемов. На начальном этапе фотографу приходится удерживать в памяти большой объем разной информации. Пока не наберешься опыта, каждая съемка превращается в небольшой экзамен. Некоторые преподаватели рекомендуют студентам написать шпаргалки по всему материалу, чтобы успешно сдать экзамен. Они не имеют в виду, что студент воспользуется шпаргалкой во время сдачи экзамена. Но, как показала практика, студенты, потратившие время на написание шпаргалки, обычно успешно сдают экзамены.
К сожалению, по фотографии нет одного полного учебника, чтобы выучить и стать специалистом. На первых порах, когда вы изучаете основы, вам может понадобиться шпаргалка, в которую вы сможете заглянуть, если что-то забудете.
Ниже мы приведем информацию, из которой вы сможете составить для себя удобную памятку.
Техническая составляющая фотосъемки
Фотоаппарат (фотокамера) — сложная оптико-механическая система, которая формирует на светочувствительном сенсоре изображение и записывает его на карту памяти.
Объектив — оптическая система фотоаппарата. Объективі бывают с постоянным и переменным фокусным расстоянием. Фокусное расстояние и светосила — две основные характеристики объектива.
Фокусное расстояние — расстояние от точки схождение световых лучей до плоскости формирования изображения. От величины фокусного расстояния зависит угол обзора объектива. Чем меньше значение фокусного расстояния, тем больше угол захвата объектива. С увеличением значения фокусного расстояния уменьшается глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) при одинаковых значениях диафрагмы.
Светосила объектива — указывает максимальное количество света, которое может пройти через объектив. Светосильные объективы позволяют снимать при низком уровне освещения на более коротких выдержках.
Режимы замера экспозиции
Экспозиция — количество света, которое должно попасть на матрицу фотоаппарата, чтобы получилось нормально экспонированное изображение. Зависит от трех параметров: выдержки, диафрагмы, светочувствительности.
Выдержка — время воздействия света на светочувствительную матрицу. Фотоаппарат может автоматически отрабатывать выдержку в пределах от 30 секунд до 1/8000 секунды. При выдержке длиннее 1/60 секунды рекомендуется пользоваться штативом или моноподом. Для съемки движущихся объектов нужно использовать более короткие выдержки.
Диафрагма — специальное устройство в объективе для регулирования светового потока. Чем выше значение диафрагмы, тем больше глубина резкости. Портрет лучше снимать при открытой диафрагме, а при съемке пейзажа ее лучше прикрыть, чтобы увеличить ГРИП.
Светочувствительность — устанавливает уровень восприимчивости к свету светочувствительного сенсора. Чем выше установлено значение данного параметра, тем меньше света понадобится для создания снимка, но при этом растет уровень цветовых шумов и могут появляться артефакты.
Подбирая экспозицию, вы должны помнить, что изменение выдержки или диафрагмы на одно деление уменьшает или увеличивает количество света в два раза. Если вы хотите оставить количество попадающего света на матрицу камеры на том же уровне, то при уменьшении выдержки на одно значение вам нужно открыть диафрагму на одно деление.
Auto — полностью автоматический режим замера экспозиции. Некоторые производители его называют интеллектуальным. Система экспонометрии устанавливает выдержку, диафрагму и светочувствительность. Некоторые камеры в этом режиме могут включать встроенную фотовспышку при неблагоприятных условиях освещения.
P — автоматический режим замера экспозиции. Камера сама подбирает выдержку и диафрагму. Уровень светочувствительности задает фотограф.
A — режим замера экспозиции с приоритетом диафрагмы. Вы устанавливаете значение диафрагмы, а камера подбирает нужную выдержку. Во время съемки нужно следить, чтобы выдержка была не длиннее 1/60 секунды.
S — режим замера экспозиции с приоритетом выдержки. Камера к заданной выдержке подбирает значение диафрагмы. Данный режим лучше использовать при съемке спортивных сюжетов и движущихся объектов.
M — ручной режим, когда фотограф устанавливает выдержку и диафрагму. Чтобы правильно подобрать экспозиционную пару, контролируйте экспозицию с помощью экспонометрической системы фотокамеры. В видоискателе появляется шкала, которая показывает, на сколько установленная экспозиция отличается от нормальной.
Замер экспозиции может происходить в нескольких режимах, в зависимости от количества сенсоров, участвующих в процессе:
- Точечный замер — экспозиция замеряется по одним сенсорам. В большинстве зеркальных камер можно задать сенсор, которым будет проводиться замер. Позволяет точно замерить экспозицию по главной детали в кадре.
- Центровзвешенный замер — значение выдержки и диафрагмы определяется при усреднении значений, считанных с сенсоров, которые расположены в центральной зоне видоискателя. Оптимально подходит для разных видов репортажной съемки. Замер по центру кадра обычно позволяет избежать серьезных ошибок в экспозиции.
- Матричный замер — для определения экспопары используются все сенсоры экспонометрической системы. У каждого производителя свой алгоритм полученной информации. Хорошие результаты достигаются, если в кадре нет значительных перепадов освещения.
Автофокус — система автоматической фокусировки камеры. Может работать в трех основных режимах:
- одиночный — вы поджимаете кнопку спуска, камера наводит резкость на объект. Фокусировка сохраняется, пока вы не сделаете снимок или отпустите кнопку;
- следящий — при поджатой кнопке спуска камера находится в режиме наводки на резкость. При использовании данного режима будьте внимательны, чтобы объектив сфокусировался на объекте, который вы собираетесь снять.
Баланс белого — специальный датчик в фотокамере определяет цветовую температуру при отработке экспозиции для правильной цветопередачи на снимке. Чаще всего используется автоматическая установка баланса белого. Но в некоторых случаях баланс белого можно задать самостоятельно.
Совет: Чтобы уверенней себя чувствовать во время съемки, доведите до автоматизма управление фотокамерой. Научитесь быстро переключать на камере режимы замера экспозиции или автофокуса, устанавливать нужное значение светочувствительности или баланса белого. Это позволит вам больше внимания уделять художественной составляющей фотографии.
Художественная составляющая фотосъемки
Уложить в краткую памятку все творческие составляющие, которые нужно учитывать при фотосъемке, невозможно. Скорее всего, это раздел, который стоит пополнять постоянно, знакомясь с новыми художественными приемами.
Композиция — при построении кадра центром композиции должен стать объект съемки. Акцентировать внимание на объекте можно с помощью:
- масштабирования — объект занимает значительную площадь кадра;
- фокусировки — резкость на объекте остальные детали и фон размыты;
- контраста или тона — темный объект на светлом фоне или наоборот;
- цвета — за счет использования контрастных цветов;
- использования перспективы;
- сходящихся или расходящихся линий;
- ритмично повторяющихся объектов.
Правило третей — поможет вам при создании гармоничных фотографий, если смысловой центр находится в одной из точек, которые притягивают взгляд зрителя. Также не стоит забывать о мажорной и минорной диагонали, которые помогут создать нужное настроение.
Надеюсь, что вы сможете продолжить составление памятки самостоятельно, открывая для себя новые грани фотосъемки портрета, пейзажа и других жанров фотографии.