Советы по фотосъемке в школе.
Практические советы по фотосъемке в школе. Опытные фотографы делятся своими секретами.
Минимальный набор для съемки портретов должен иметь две вспышки, два фотозонта, экран-отражатель, фон и пять (или три, если фон крепится прямо на стену) стоек.
На стойках ( или прямо на стену ) подвешивается матерчатый не бликующий фон. Цвет фона зеленый либо синий.
Вспышки должны быть с регулируемой мощностью (хотя бы два уровня) и желательно быстро заряжающиеся, т.к. время дорого.
Рисующий свет устанавливаем на определенном расстоянии от лица портретируемого. Для этого можно использовать капроновый шнур необходимой длины, на концах которого закреплены магниты ( если ножки стула и стойки металлические, то удобно примагнитить к ним концы шнура для выставления нужного расстояния ). Таким образом можно будет перемещать стойку с рисующим светом вдоль описываемой вокруг стула окружности (радиусом которой и будет наш шнур) - расстояние, а значит и освещенность, останется неизменным!
Рисующий свет ставим, например, справа от модели.
Контровое освещение (тоже вспышка с фотозонтом) также нужно установить на определенное место, т.к. оно не только подсветит прическу и плечи, но и ткань фона.
Стул с невысокой спинкой устанавливается на полу, а его местоположение обозначается мелом или черной изолентой, так как при его перестановке изменятся расстояния от портретируемого до фона, и до источника рисующего света. Очень важно сохранять неизменность позиций вспышек, стула и фона. Известно, что освещенность предмета уменьшается обратно пропорционально квадрату расстояния до источника света. Если на 30 см отодвинуть рисующий источник света от модели ( или наоборот приблизить объектив к портретируемому) расстояние от источника света до модели изменится в нашем случае на 30%. Из-за этого плотность кадров будет разной и в результате мы вынуждены будем возиться с коррекцией плотности каждого портрета, терять время.
Режим съемки камеры – обязательно мануальный (вы выставляете выдержку, диафрагму и ISO вручную)!!! Обычно используют диафрагму f= 8,0 при минимальном ISO=100, выдержку ставят 1/160 или 1/200 (отсекая таким образом всё остальное освещение, кроме вспышек). Баланс белого – ни в коем случае не должен быть выставлен в режим "авто"! Лучше выбрать баланс белого – «вспышка».
Рекомендуют использовать зеркальный (на отражение) зонт т.к. просветный белый зонт не экономно расходует энергию вспышки. Зеркальный серебристый фотозонт диаметром 110 см будет самым правильным выбором. Например, вспышка, мощностью в 150 джоулей, на расстоянии 130 см от центра зонта до глаз портретируемого, даст диафрагму f=8,0 (при ISO=100).
Отодвигать такой зонт дальше 130 см от головы модели не рекомендуется - светотеневой рисунок станет жестким. Рисующий свет желательно не перемещать в процессе съемки. Уровень центра зонта должен быть на 20 см выше головы модели, а угол наклона составлять примерно 45 градусов к оси объектива.
Отражатель света ставим напротив источника рисующего света (в нашем примере - слева от модели), не дальше, чем в 40 см от плеча портретируемого. Он смягчит тени на лице.
Для съемки поясных портретов можно воспользоваться следующими рекомендациями:
Голова модели должна занимать половину кадра, тела не должно быть слишком много, над головой нужно оставить немного размытого фона.
Можно смотреть одним глазом в камеру, а другим – прямо на модель, чтобы заметить закрытые глаза портретируемого и переснять кадр.
Ось объектива камеры - чуть выше уровня глаз модели. Стул желательно повернуть в сторону рисующего света так, чтобы колени сидящей на нём модели были обращены прямо на зонт, а лицо - повернуто к камере. Поза получается чуть динамичнее.
Если у модели некрасивые зубы или брекеты, лучше не улыбаться. Зачастую, чрезмерная эмоциональность на портретах чревата невыкупаемостью фотографий.
Особое дело – съемка взрослых (учителей).
Рисующий свет сдвигаем ближе к камере - тогда теней на лице будет меньше и это скроет морщины и другие дефекты кожи.
Также необходимо учитывать индивидуальные особенности людей - если клиент имеет редкую шевелюру, то не нужно освещать контровым светом его голову, можно использовать отраженный от потолка свет.
При съемке ростовых портретов две вспышки следует разместить следующим образом:
одна вспышка с зонтом расположена достаточно высоко и под углом 45 градусов к объекту (т.е. светит сверху вниз), а вторая - под основным источником света, т.е. под первой вспышкой на уровне груди модели. Первый зонт хорошо осветит верхнюю часть модели мягким рассеянным светом, а второй зонт позволит равномерно осветить модель с головы до ног. Эта конструкция из двух вспышек устанавливается чуть левее от модели. Тени подсвечиваем большим отражателем , закрепленным на стойке, установленной, соответственно, немного правее от модели.
Чтобы ростовой портрет получился пропорциональным необходимо правильно выбрать точку съемки – камера должна находится примерно на уровне груди модели.