Типичные ошибки при съемке портрета.
Портретная съемка — самый распространенный жанр фотографии. Мы фотографируем себя, детей, родственников, знакомых и даже посторонних людей. Со многими ошибками при съемке портрета вы сталкивались, рассматривая снимки людей.
Портретная съемка — самый распространенный жанр фотографии. Мы фотографируем себя, детей, родственников, знакомых и даже посторонних людей. Со многими ошибками при съемке портрета вы сталкивались, рассматривая снимки людей. Наверное, вы улыбались, когда видели искаженные широкоугольным объективом лица.
Подбираем объектив для портретной съемки
Снимая широкоугольным объективом лицо человека с близкого расстояния, вы должны учитывать, что могут появиться перспективные искажения. Нос будет выглядеть крупнее, чем он есть, глаза и уши — значительно мельче. Если вы не планируете делать фотографии, больше похожие на шаржи, то для съемки лучше выбирать нормальный или длиннофокусный объектив, с эквивалентным фокусным расстоянием от 50 до 135 мм. Чтобы привести фокусное расстояние объектива вашего фотоаппарата к эквиваленту полнокадровой камеры, умножьте фактическое фокусное расстояние на коэффициент кропа.
Объективы с фокусным расстоянием от 90 до 135 миллиметров достаточно часто называют «портретниками». Они позволяют снимать без искажений и при полностью открытой диафрагме хорошо размывают фон. Правда стоит помнить, что чем меньше размер матрицы фотокамеры, тем больше глубина резко изображаемого пространства (ГРИП).
Большой ГРИП не всегда хорош при съемке портрета
Снимая портрет объективом с нормальным фокусным расстоянием, при этом прикрыв диафрагму до 1:8, при выстраивании кадра обратите внимание на фон. Пестрый фон со множеством деталей может отвлекать внимание зрителя от модели. Постарайтесь добиться хотя бы легкого размытия, это позволит сделать модель центром притяжения.
При съемке группового портрета, особенно в интерьере, наоборот — нужно добиться, чтобы резкими были и модели, и нужные детали интерьера. Чтобы избежать лишних деталей в кадре, вам нужно будет выбрать правильный ракурс и использовать кадрирование при постобработке. Компонуя кадр, следите, чтобы не создавалось впечатление, что что-то растет из головы фотографируемого.
Проблемы с резкостью на портретах
Нерезкие фотографии встречаются достаточно часто, как в практике начинающих, так и у опытных фотографов. Обычно нерезкие фотографии появляются по трем причинам:
- фотокамера двигалась во время съемки. Обычно это случается во время съемки со слишком длинной выдержкой без штатива или камеру неправильно держали во время нажатия кнопки спуска;
- если вы используете длиннофокусный объектив с полностью открытой диафрагмой, то резкость нужно наводить по глазам модели. Глаза — главная деталь портрета, они должны быть обязательно резкими. Также вам нужно проследить, чтобы волосы и уши модели не были сильно размытыми. При съемке группового портрета резкость нужно наводить по глазам ближайшей к фотографу модели. Проверьте, чтобы не был включен следящий автофокус, чтобы при кадрировании не поменялась точка фокусировки;
- при съемке портрета требуется точная работа автофокуса. Если нарушена юстировка оптической системы объектива и камеры, то вам не удастся навести резкость точно по глазам. В этом случае нужно обратиться в сервисный центр к специалистам по ремонту фототехники.
Контролируйте освещение во время съемки
Независимо о того, фотографируете ребенка на улице или снимаете портрет в студии, нужно следить за освещением. В студии вы можете контролировать световой рисунок практически полностью. При естественном освещении это делать сложнее.
Есть несколько устоявшихся правил, о которых стоит помнить при съемке людей. Не используйте жесткий свет, если этого не требует ваш художественный замысел. Старайтесь не фотографировать людей в солнечный день при высоком положении солнца. В это время жесткий солнечный свет создает некрасивые тени на лице. Когда съемку невозможно перенести на более благоприятное время, то тени можно смягчить импульсным осветителем или использовать отражатель. Также можно попробовать переместить модель в тень. Снимая в тени деревьев, следите, чтобы на лице модели не было ярких пятен.
При съемке в помещении со вспышкой достаточно часто появляются резкие черные тени за спиной фотографируемого. Чтобы этого избежать, не делайте вертикальные кадры со вспышкой. Также тени можно смягчить, закрепив на импульсном осветителе специальную светорассеивающую насадку, или снимать, используя потолок, как отражающую поверхность. Снимать «через потолок» можно в помещениях с небольшой высотой потолков, при этом увеличится время между снимками, вам придется дольше ждать, пока зарядится вспышка.
Снимая портрет в студии, следите за тенями на лице. Уделите внимание бликам от осветителей в глазах модели. Они могут добавить выразительности фотографии, а могут испортить, если их будет слишком много. Фотографам приходится повозиться, подбирая схему освещения, когда надо снимать человека в очках.
Каждый портрет требует идеальной композиции
Можно сделать идеальный в техническом отношении портрет, но он будет скучен и неинтересен, что-то сродни фотографии на паспорт. Подобное происходит, когда человек освоил техническую часть процесса создания фотографии, но еще не научился использовать творческую составляющую. Хороший портрет может получиться случайно, когда вы снимаете в режиме репортажа, и модель не обращает внимание на человека с фотоаппаратом. Для этого вам нужно выбрать хороший ракурс и дождаться благоприятного момента. Главное, во время такой съемки не спешить и не суетиться. Ведь будет обидно, если вы неудачно скадрируете и обрежете руки или часть головы. Также начинающие портретисты часто забывают оставить пространство перед лицом, когда снимают в профиль. Камера во время портретной съемки обычно находится на уровне глаз модели, если это не противоречит творческому замыслу. Фотографируя детей, лучше присесть или опуститься на колени, чтобы стать одного роста с ними.
Создание портрета в студии требует от фотографа и модели полного взаимопонимания. Они вместе участвуют в воплощении творческого замысла фотографа. Настроение на снимке модель создает не только позой, но и внутренним состоянием.
Достаточно часто у начинающих фотографов возникают проблемы с положением рук модели. Не стесняйтесь посмотреть, как из этой ситуации выходят мастера. Изучайте и анализируйте понравившиеся фотографии. Постарайтесь понять, какую схему освещения использовал фотограф.
В одном материале невозможно рассказать обо всех сложностях, с которыми можно столкнуться во время портретной съемки, но надеемся, что мы смогли указать вам направление, в котором стоит двигаться, чтобы освоить портретную съемку.